Йога для всех!
Купить здесь баннер


Практика Джняна-йоги, результаты в повседневной жизни

В индуистской философии один из видов йоги носит название джняна-йога. Она представляет собой путь к достижению мокши, или выходу из бесконечного колеса сансары, чередования рождений и смерти, и освобождения от мучений материального тела.
В учении джняна-йоги человек должен силой ума отделить реальность от иллюзий и ощутить своё единение с высшей сущностью — Брахманом. Полное осознание приводит к стадии мокши и просветлению.

Цели джняна-йоги

Путь мудрости — это джняна-йога. Достичь её, как и познать истину, можно не интеллектуальным путём, а только лишь при помощи интуиции, или озарения. Для достижения целей джняна-йоги недостаточно выделять для медитаций некоторое время, нужно посвятить этому всего себя, раствориться в стремлении к Абсолюту.

В процессе познания практикующий джняна-йогу осознает, что не существует отдельного Познающего, Познания, Познанного, а все вместе это и есть Брахман, единство во множестве.

Джняна-йога — неотстраненное философствование и не способ самосовершенствования, так как йогин полностью отстраняется от своего эго, заключённого в оболочке бренного тела. Для идущего путём джняна-йоги цель не в поиске истины, а в полном слиянии с ней, растворении в идеале.

Практиковать джняна-йогу сложно, без подготовки далеко не каждый может продвинуться по направлению к достижению настоящей мудрости. Помогут занятия другими видами йоги, которые могут подготовить тело, разум и сознание йогина к достижению высшей цели.

практика джняна-йоги
Фото Dilip Muralidaran. Используется по лицензии creative commons: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0

Путь достижения целей Джняна-йоги

Чтобы достичь целей джняна-йоги через познание, необходимо полностью освободиться от желаний и страстей, свойственных как телу, так и душе. Идущий по пути джняна-йоги сознательно отказывается от беспорядочных половых желаний, стремления к успеху и богатству, желанию популярности, славы и почестей. Этот путь неподвластен ни стяжателям, поклоняющимся золотому тельцу, ни жаждущим власти и скованным догматами веры.

Для последователя джняна-йоги весь внешний мир, включая собственное тело, разум, ум, эмоции и чувства — это переменные, временные порождения, которые подвержены разнообразным воздействиям извне и изнутри. Они возникают, испытывают яркие чувства, страдание и счастье, взлёты и падения, утрачивают свежесть и вянут, а затем в муках утрачивают жизнь. Все это и составляет личность, своеобразные оболочки луковицы, внутри которых должен содержаться духовный центр, который не имеет ни начала, ни конца и не подвержен никаким изменениям. Высшая цель исповедующего джняна-йогу — найти внутри себя этот центр, погрузиться в него и созерцать весь мир и собственную жизнь из него. Этот центр и есть истинная реальность, объединение с Брахманом, Абсолютом, вселенским счастьем и блаженством, я — бог, суть всего сущего. Внешне может показаться, что этот искомый центр можно сравнить с душой в христианстве, но это не так. Душа эгоистична и очень «личностна», она ищет защиты и спасения у Бога, полностью полагаясь на него и не понимая своей божественной сущности. Для джняна-йогина центр — это не часть личности, а частица бога, единая с ним и неделимая, вечная и вездесущая, всезнающая и всепонимающая.

Два метода джняна-йоги

Существует несколько способов проведения медитаций в практике джняна-йоги и все они связаны с прерыванием идентификации йогина со своим умом и собственным телом. Один из самых популярных и известных способов носит название «нети-нети», в переводе с санскрита звучащий как «не то, не то». При этом методе практикующий джняна-йогу задаёт себе вопросы, отвечая на которые он осознает, чем же он не является. Это достаточно простые вопросы с очень глубоким и философским в широком смысле звучанием: «Я — это тело?», «Я — это разум?», «Я — это чувства?» и так далее. Последовательно отвечая на эти внешне простые вопросы, йогин осознает, что он намного больше, чем просто тело, ум, эмоции и прочее. Так, отталкиваясь от того, чем он не является, практикующий джняну подходит к осознанию своей сущности.

Второй метод — это отстраненное наблюдение, при котором практикующий джняна-йогу наблюдает за собой как посторонний свидетель, находящийся внутри. Этот способ требует глубокого погружения и сосредоточенности.

Условия успешного следования джняна-йоге

Для достижения целей джняна-йоги через познание человек должен быть полностью свободен от влияния чувств и страстей, а сделать это проще всего в уединении, вдали от людей и цивилизации. Джняна-йога — это непросто медитация и физические упражнения, это способ существования, в котором нет места ни личным желаниям, ни эгоистичным стремлениям. Для исповедующего это вид йоги мир несущественен, его цель — соединение с Абсолютом и ничто не должно отвлекать от этой цели.
Этот путь труден и тернист, потребует силы не только духа, но и тела. Оно должно быть сильным, могучим и выносливым. К джняне дойдёт тот, кто уже практиковал йогические практики и продвинулся достаточно далеко, чтобы суметь отречься от внешнего мира ради достижения высших целей.

Владение собственным телом должно органично дополняться управлением сознанием, умением глубоко концентрироваться и подолгу медитировать. Это также сложно постичь быстро, поэтому может потребоваться различное время для того, чтобы суметь подойти к такому уровню, который позволит перейти к джняне.

Практикуя джняна-йогу, человек обучается умению отличать реальность от иллюзий, истину от лжи, становится выше суеты и условности каждодневной жизни. Это процесс непрерывного обучения и познания, в результате которого приходит осознание своей сущности и приближение к Абсолюту. Высшей стадий становится понимание того, что в своём стремлении к Абсолюту он сам стал им.

Первым шагом в обретении истин джняна-йоги является достижение уравновешенности, покоя и устремленности, которые проявляются в каждодневной жизни. Человек должен отречься от всех проявлений зла и полностью освободиться от всяческих пороков, эгоизма и гордыни. В процессе «очищения» постигается безличная, неэгоистичная и нетребовательная настоящая любовь. Это подлинное чувство объединяется с мудрым различением, аскетичностью и зрелостью сознания, познания того, что высшая наша цель — это освобождение, по сравнению с которой все остальное просто не имеет значения.

Чтобы для современного человека слова из древних писаний обрели истинный смысл, нужно стать внутренне независимым и свободным, очиститься от будничной жизни и его, что составляет нашу «животную» сущность. Все, что имеет отношение к земному, банальному, отвлекающему от возвышенного, служит препятствием на пути познания Истины. Пока тело, разум и эмоции преобладают и управляют человеком, он не может сосредоточиться на самосознании и продвижении по пути йоги. Только огромная внутренняя работа, направленная на глубокое очищение ума и растождествление себя со своими животными инстинктами может помочь человеку ступить на дорогу самосовершенствования, а впоследствии и самосознания и объединения с Абсолютом.