Йога для всех!
Купить здесь баннер


Йога-сутра: древний источник философии и практик йоги

Многовековая традиция практик йоги позволяет современному человеку в негативных условиях среды быть здоровым, сохранять ясность ума и в запредельном стремлении к свету достигать Просветления. Всю основу философии и практик содержат Йога-сутры Патанджали.

Йога (योग) означает объединение, взаимосвязь. Древнейшая система по саморазвитию человека. В неё включена работа с телом и сознанием. Предоставляет практикующему йогу инструменты сосредоточения, обуздания, охвата своего мышления. Состоит из восьми частей. В основе лежит отношение к своему «Я», как к части Мира.

йога сутры

Йога понимается, как школа и как практика.

В практическом смысле это обуздание мыслеформ на поверхности ума. Будто гладь озера, ум может увидеть отблеск высшего «Я». До этого состояния ум видит только отблески волн на поверхности озера.

В процессе практик Йоги достигается высокая подвижность сознания. Это умение моделировать свою целесообразную деятельность сначала повседневную без её реального протекания. В дальнейшем развитие возможно моделировать более многосложные процессы.

Основателем школы Йоги считается Патанджали, автор Йога-сутры, который называет йогу аштангой, где «ашта» означает восемь, «анга» означает ступень, ветвь.

Патанджали

Однозначной версии как жил Патанджали нет. Даже годы жизни варьируются от 200 до 400 года до нашей эры. Его рождение окутано легендами, по одной из которых, он упал на Землю с неба в воплощении маленькой змеи. И приземлился прямо в ладони йогине Гонике. У неё не было мужа и детей, обладая многими знаниями, не могла их никому передать. Гоника стала матерью Патанджали, который превратился в её руках в человека. По легенде, будучи младенцем Патанджали сразу заговорил и приступил к просвещению людей.

Своим примером Патанджали подтверждал соответствие философии, над которой работал, и йогических практик в жизни. Он был аскетом и учёным. Он призывал контролировать тело умом. Осуществить соединение с Высшим разумом, достигнув Просветлённого состояния, практикуя упражнения асаны, крийи и пранаямы.

Он прожил до глубокой старости. Точное место его проживания также не известно. Его почитают также как великого врача и танцовщика. Ему приписывается авторство аюрведического трактата о диагностике заболеваний.

У Патанджали нет поколения преемников, ему не построено ашрамов. Но он оставил важнейшее наследие для практиков йоги по всему миру.

Структура текста Патанджали

Йога-сутры являются базовым писанием индийской философской школы, так называемым коренным текстом того периода, от которого произрастает философское древо йоги прочими работами. Йога-сутра и все тексты такого назначения свойственны исключительно Индийской культуре.

Характеризуются:

  1. Расчётом на заучивание на память.
  2. Особой грамматикой. Санскрит язык в значительной степени телеграфный, поэтому работы на нём отличаются сильной краткостью.
  3. Ориентацией на себя. Форма такого текста моделирует, то, как языковые свойства существуют в голове человека, его внутреннюю речь. Когда человек не говорит, что-то объясняя окружающим, а проговаривает про себя, чтобы что-то осмыслить.

Существует множество различных переводов Йога-сутры как с санскрита, так и компиляций с английского языка на прочие. Часто встречаются переложения с комментариями и разъяснениями. На сегодняшний день имеется достаточно источников (комментариев и пояснений) позволяющих, ясно погрузиться в йогу и начать практиковать.

Трактат Патанджали состоит из четырёх глав:

  • о сосредоточении (самадхи);
  • о практике (садхана);
  • о свойствах и способностях (вибхути);
  • об освобождении и свободе (кайвалья).

С четырьмя главами есть взаимосвязь:

  • четырёх варн (разделений труда);
  • четырёх ашрамов (ступеней жизни);
  • трёх гунн (природных свойств);
  • четырёх пурушартхм (жизненных целей).

Главные темы трактата:

  • развитие способности постижения различия между зримым (сферой проявленного и перемен — пракрити) и зрителем (неизменным личным началом — пуруша);
  • обладание контролем сознания.

Йога-сутры, созданные Патанджали, содержат 196 сутр. Каждая, из которых призвана привести садхаку (кандидата) к абсолютному постижению своей истинной природы. Эти знания погружают за границы привычного понимания в переживание полной свободы. Садхака достегает совершенного просветления, следуя своей практике. Наполняется благостными чувствами состраданием, дружелюбием. Добыча знания через субъективное переживание, дарует гармонию и радость.

В завершение пути, который проложил Патанджали, достигается единое состояние видящего без усилий.

Первая глава, как наука религиозного долга. Концепция, основанная на законе Дхармы, цель которого в освобождении. Дхарма поддерживает и оберегает человека, соприкасающегося со сферой этики.

В заключительной сутре описывается уже состояние без побуждений вне природных свойств – кайвалья (освобождение).

Патанджали подробно описывает аштанга-йогу (восьмиступенчатый путь йоги), частью которой является Дхарма. При благочестивом исполнении восьми дисциплин, Дхарма способствует достижению физической, умственной и эмоциональной стойкости кандидатом. Садхака, познав Брахмана, живёт речью, мыслью и действием соответствующим высшей истине.

йога сутры патанджали

Самадхи-пада

Слово «samādhi» означает целостность, осуществление, совершенство. Самадхи заключается в присоединении своего сознания к сознанию источника. С его растворением в себе.

Первая глава о движениях сознания.

Она ориентирована высокоразвитым практикующим, чтобы помогать им удерживать их возвышенное состояние.

Человек, переживающий состояние Самадхи, в раннем возрасте – редкость, потому что это последняя ступень на восьмиступенчатом пути йоги. Это способность видения души лицом к лицу. Состояние существования без границ и различий телесных, умственных, духовных.

Патанджали указывает способы практик, которыми можно остановить неустойчивость мысли, нарушающую спокойное состояние сознания. Такая практика доступна при праведности благ, приобретенных в прошлых жизнях (самскар).

Три гунны влияют на все поступки человека, пропитывая собой сознание, окрашивают своим цветом. Саттва гунна благости (белый цвет), раджас гунна страсти и колебаний (красный цвет), тамас гунна невежества и инерции (чёрный цвет) Практикуя дисциплины, йог очищает свой разум, действия от влияния какого-либо цвета. Он обладает кристальной чистотой, такое состояние и является самадхи. Йога одновременно является целью и средством. Йога = самадхи.

В основе самадхи есть два типа. Сабиджа, для достижения, которого необходимо усилие, сосредоточение на мысли или предмете. Нирбиджа, не требующий поддержки.

Изначально душа чиста. Сознание, загрязняясь и неправильно регулируясь, попадает под едкие натиски радостей и страданий. Будто паук заблудился в своей же паутине. Познав такие горе и радость можно понять и выпутаться из этой паутины.

Свобода достижима лишь дисциплинированностью, уходом от чувственных удовольствий и потребностей. Для этого необходимо соблюдать исключительную верность абхъясе и вайрагъе.

Абхъяса является практикой. Нужно дисциплинированно постигнуть искусство обучения. Требуются долгие и усердные усилия в спокойствии.

Вайрагъя является отказом оттого, что необходимо избегать. Искусство отрешения.

Практика без отрешения, способна лишь порождать и выбрасывать неукрашенную энергию. Практикующий защищён от пыла к чувственным процессам именно благодаря отрешению. Энергия смиряется и направляется в сердце к центру существа.

Для управления поведением и практикой Садхаке следует соблюдать этические дисциплины ямы и ниямы. Приводятся разные методы отрешения сознания от побуждений эмоций и интеллекта. В результате чего Садхака наполняется ясностью провидения.
Ищущий открывает проявленную душу и становится видящим. Так, видящий входит в нирбиджа самадхи.

Садхана-пада

Слово «Sādhanā» означает средство, которым достигается Самадхи.

Вторую главу Патанджали посвящает помощи в устремлении к свободе не развитым духовно людям. Появляется необходимость в «крия-йоге». Крия является динамическим действием садхаки.

Крия-йогу составляют восемь йогических дисциплин сжатые в три ряда:

  • ряд тапас является религиозным духом для практики. Это путь действия. Образован из ямы и ниямы, асаны и пранаямы;
  • ряд свадхъяйя является самоизучением. Это путь знания. Образован из пратьяхары и дхараны;
  • ряд Ишвара пранидхана является путём придания своего «Я» Богу Ишваре, как Вселенскому Духу. Образован из дхияны и самадхи.

В Садхана-пада Патанджали описывает источник несчастья, которым является духовное незнание (Авидья) Несчастье может быть самонанесенным, результатом дисгармонии телесных элементов, унаследованным. От него произрастает эгоизм, отвращение, привязанности, которые плодоносят горем. Всё это следствие поступков предыдущей жизни или этой.

Ищущий учится выполнению подходящих для знакомства со своим телом, разумом и чувствами асан. Они помогают развивать живость, сосредоточенность и тонкую чувствительность. Контролировать тонкие свойства элементов звука, формы, осязания, запаха и вкуса получается благодаря пранаямам.

Путешествуя от ямы к пратьяхаре, начинается спокойный дружественный разговор души с сознанием, телом и умом. Происходит победа мудрости над незнанием. Ищущий становится видящим.

Вибхути-пада

йога сутра

В третьей главе описываются сверхспособности, которые можно получить в результате садханы. Главные, из которых ясное знание будущего также как прошлого и настоящего. Знания такие всеобъемлющие, что выходят за пределы земного постижения, ведомым становится устройство солнечной системы, мысли людей. Происходит обладание свойствами «сидхи» уменьшаться и увеличиваться в размере, становиться легче и тяжелея, исполнять все свои желания, управлять предметами и получать власть.
Во многих комментариях к этой главе говорится об опасностях Садхаки таким сверхспособностям. Лучше отказаться от этих искушений и продолжить духовный путь.

Кайвалья-пада

Слово «kaivalya» означает одиночество, совершенство.

В последней главе состояние Самадха разделяется с состоянием Кайвалья. Разница заключается в том, что Садхака переживает единство видящего и увиденного пассивно в Самадхе, а в Кайвалье его состояние происходит в жизни, выполняя бесстрастно работу, передвигаясь по миру без вовлечения. Он находится вне воздействия гунн тамаса, раджаса и саттвы.

Патанджали упоминает о возможности пережить кайвалью иными способами. Но лишь тапас и самадхи правильно развивают зрелость разума.

Речь, действия и мысли Садхака объединяются, образуя полное знание йога, будто свет, исходящий от взаимодействия пламя, масла и фитиля. До развития Садхака в ограниченном знании слово является одним, объект отделён от слова и переживания.
В уме йога отражён собственный ясный, как кристалл образ. Это точка прекращения переживаний и размышлений. Это освобождение.