Йога для всех!
Купить здесь баннер


Основные боги буддизма

Очень многих людей, которые только начинают изучать буддизм или интересуются, проникаются его идеями, поражает отсутствие самой идеи бога. Пожалуй, это единственная в мире религия, основанная на том, что бога нет. Для многих исследователей это дает возможность утверждать, что буддизм не является религиозным течением, а это медитативно-философская практика. Сложно давать какие-то точные определения столь аморфному понятию, ведь Будда четко дал понять, что саму идею Творца всего сущего он отрицает полностью. Впоследствии в буддизме, особенно махаянском, появились тенденции некоторого обожествления самого Будды как воплощения некоей высшей духовной сущности. В учении о трех телах Будды можно найти параллели с христианской троицей, хотя логика здесь совершенно иная. Но, видимо, люди все-таки одинаковы по своей природе, какими бы они ни были по цвету кожи и месту рождения. Им нравятся одни и те же вещи, их головы посещают похожие идеи. А еще люди упорно хотят верить, что где-то там, в недостижимой дали есть нечто, неважно, кто это — Бог, Будда, Создатель Вселенной, инопланетяне или жители параллельных миров — кто позаботится о них, ответит на мучающие сложные вопросы, поможет с тяжелый момент. Так рождаются религии. Тем более отличным от них кажется учение Будды. Но на деле, если хорошо в нем разобраться, оказывается, что теистические чаяния человечества все-таки наложили на него свой отпечаток, только немного не в том понимании, которое мы привыкли вкладывать в определение бога.

Будда и его неприятие божественной идеи

На самых ранних этапах, при жизни Будды и в ближайшие столетия после его смерти, буддизм был, так сказать, в «чистом виде». Сам Будда категорически отвергал наличие Бога, так как божественная доктрина противоречила самой его идее о возможности избежать колеса сансары и подняться на более высокую ступень развития, стать более духовной сущностью. Зачем такие испытания, если есть Бог? Он вездесущий, всемогущий и всевидящий, он заступится за верующего человека, если он будет поклоняться богу и приносить ему определенные приношения. В буддизме же все строится на совершенно другой основе. Нет бога, который сделает что-то за тебя, есть только ты и твое желание стать лучше, измениться на духовном уровне. То есть в буддизме раннего периода полностью отсутствуют отношения сделки, столь характерные для других религий. Там связь с богом — типичная сделка по принципу «ты — мне, я — тебе». Человек верит в бога, делает ему приношения и молится — одна часть сделки, бог следит за благополучием верующего и прощает ему грехи — вторая ее составляющая. Такая простейшая «философия» лежит в основе всех религий, от самых древних до христианства, а также современных мессианских и космогонических сект.

Будда же одним махом отмел все это, заявив, что бога нет, потому что вера в него несет вред. Она несовместима с идеей прекращения сансары и попадания в нирвану человеком, ведь любое божество может вмешаться в ход его действий. В этом плане Будда предстает перед нами как скептик, который оценивает саму идею существования бога как несущую вред человечеству, заставляющую его быть инертным и надеяться не на свои силы и возможности, а перекладывать все на божественное провидение.
Следует оговориться, что отрицалось существование только бога как верховной сущности, единственного руководителя всего живого, который является венцом творения и может распоряжаться всем сущим по своему усмотрению, ибо «неисповедимы пути господни». Сама идея его существования свела бы на нет все идеи Гаутамы, так как при наличии всемогущего бога человечеству просто незачем стремиться вырваться за пределы сансары и достичь просветления. Однако признание того факта, что боги (во множественном числе!) существуют, зафиксировано в речах самого Будды. Следовательно, говорить стоит о том, что боги в буддийском пантеоне есть, но они не вмешиваются в жизнь людей, так как сами подвержены сансаре. Речь может идти только о том, что в буддийской практике нет такого понятия, как верховный властитель, как в других крупнейших мировых религиозных учениях, которые исповедуют монотеизм.

Рассуждая о буддийской традиции, следует помнить, что это очень древнее учение, с большим количеством разнообразных школ, направлений и ответвлений, поэтому существует множество трактовок и определений божественности. Разобраться во всем этом сразу, с налету, и вывести точные формулировки, понятные, как математические формулы, не удастся никому. В этом состоит особая прелесть этого учения — здесь каждый может найти для себя подходящий ответ, так как имеются одновременно и твердые, устоявшиеся каноны, и зыбкое определение духовности, которое каждый волен понимать (и трактовать) по-своему. Возможно, именно отсутствие довлеющей власти единого Бога так привлекает в буддизме современных жителей западных стран.

Изменения в буддизме после Будды

После смерти Будды человеческая природа, столь страстно желающая верить в высшего защитника и покровителя в лице бога, постепенно налагала отпечаток на буддистские теории и практики.

Начать надо с обожествления самого Будды. Надо сказать, что в сознании большинства западных жителей до недавнего времени, а может быть, и сейчас тоже, существовало мнение, что Будда — это бог буддизма. Для многих сам факт существования верований без божества — верховного или же целого их сонма — кажется просто невероятным. В этом плане европейцу более близок индуизм с его сотнями больших и малых божеств, нежели буддизм, отвергающий саму идею Бога.

В случае с буддизмом сознание цепляется за факт, что Будда был человеком, царевичем Гаутамой, который изменился духовно, достиг нирваны и стал Буддой, просветленным. В нашем сознании, накрепко связанном с христианской теологией, это ассоциируется с воскресением и вознесением Иисуса Христа, сына божьего. Такие ассоциации заставляют нас, пусть подсознательно, но считать Будду существом высшего порядка, значит, по крайней мере, ровней богам.

Примерно по этому же пути пошли последователи Махаяны. Они создали учение о трех телах Будды, высшее из которых — Дхармакая — считается абсолютным проявлением духовной сущности, суть самого мироздания, которую невозможно постичь умом или определить при помощи органов чувств. Для этого нужно достичь просветления.

Теоретически здесь все правильно с точки зрения буддизма, ведь сам Будда достиг просветления, значит, изменился и обрел-таки высшее тела, Дхармакаю. Но, в то же время можно сказать, что появление этого учения стало началом обожествления самого Будды, противореча его изначальным постулатам. А еще в этой идее наше христианское сознание отчетливо видит параллели с идеей Троицы и Святого духа. Пусть это все на другом уровне, как бы перенесенное в другую реальность, но сходство все равно имеется.

Боги в буддийском пантеоне

При том, что идея существования верховного божества категорически отвергалась, в буддизме признавалось существование других божественных существ, дэвов, которые обитали в высшем свете и бывших столь же подверженных действию кармы и сансары, как и обычные смертные жители Земли. То есть в буддийской космогонии не отвергается сама идея существования созданий иного уровня, превосходящих человечество по многим аспектам, но утверждается, что существа эти живут по столь же универсальным космическим законам, что и люди. Никакого верховного бога, управляющего всеми делами и вершащего судьбы как человечества, так и других миров, попросту не существует. Жители же «верхнего мира», как и земляне, могут достичь нирваны путем самосовершенствования.

Однако те, кому посчастливилось побывать в одном из храмов Тибета, где буддизм занимает лидирующие позиции, скажут, что священные места здесь буквально заполнены сонмами божеств. На первый взгляд, все это крайне плохо сочетается с идеей Будды об отсутствии главного, верховного бога. На самом деле все эти многочисленные божества — на самом деле лишь символические изображения различных проявлений и аспектов умственной деятельности адептов будизма. Именно поэтому многие сотни, если не тысячи вариантов изображения Будд в разных позах, с телами различного цвета, держащих многочисленные предметы, — это всего лишь воплощение отдельной части Будды, что вполне согласуется с идеей о трех телах.

Кроме различных воплощений и проявлений самого Будды, в храмах имеются изображения Бодхисаттв — особых существ, достигших просветления, но сознательно не направившихся в нирвану с целью спасения всех живых существ мира. Бодхисаттвы в Махаяне считаются существами, не стремящимися в нирвану, но и уже не подвластными сансаре.

Существует и более конкретное определение бодхисаттв. Это махасаттвы — великие существа из пантеона Махаяны, которые служат помощниками для людей при их начале пути к просветлению. Но в сознании большинства верующих они воспринимаются как локальные божества, дарующие определенные жизненные блага. Таким бодхисаттвам поклоняются, делают их статуи, отличающиеся особой красотой и великолепием украшений. Можно сказать, что для простого народа, исповедующего буддизм, бодхисаттвы являются аналогами христианских святых, иконам которых они молятся, прося для себя здоровья, счастья, успеха и прочих радостей жизни. Так что «рядовые» боги в буддизме все-таки есть, хотя и с определенной натяжкой, ибо настоящие, глубокие исследователи этого направления обязательно найдут веские обоснования, почему бодхисаттв и святых нельзя считать божествами в полном смысле этого слова.

Не претендуя на роль истины в последней инстанции, можно сказать, что буддизм действительно считается религиозно-философским учением, отвергающим существование бога как верховной сущности, вершителя судеб людей, но наделенного рядом черт, характерных для религиозных практик. Сам Будда признавал существование божеств, но утверждал, что и они страдают от сансары, только на своем уровне. Исконному учению чужда идея монотеизма, то есть существования единственного, верховного бога, что так характерно для трех главных мировых религий — христианства, ислама и иудаизма. Но прослеживаются следы последовательного обожествления самого Будды, превращение его из создателя учения в его воплощение. Эту мысль отвергают сами сторонники и исследователи буддизма, но для народного понимания так намного проще верить и поклоняться, очевидно, это стремление присутствует в человеке чуть ли не на генетическом уровне.

Так что однозначно говорить о том, есть или нет бога в буддизме нельзя. Если подойти только с точки зрения «правильных» определений и тех сведений, что лежат на поверхности, то да, в буддизме Бога, как такового, нет. Это заставляет говорить о буддизме не как о религии, а о «спиритуалистической философии», то есть о духовном учении. С другой стороны, анализируя многочисленные источники и труды ученых, как восточного, так и западного происхождения, можно отметить, что здесь имеется множество признаков религиозного поклонениям и завуалированных форм веры в бога. Видимо, все-таки человеческая природа с ее постоянным стремлением найти себе верховного защитника и покровителя начинает преобладать и борется даже с таким могучим разумом, каким обладал великий и непостижимый Будда.